Приветствую Вас Гость | RSS

7.62 CREW Kherson

Понедельник, 25.11.2024, 23:53
Главная » Статьи » Мои статьи

АФганистан

Афганцы обычно живут в больших семьях, возглавляемых старшим мужчиной рода. Браки (довольно ранние, кстати) обычно заключаются между членами одной племенной группы, причем с обязательного одобрения (или по предварительной договоренности) обеих семейств, из которых происходят молодожены. В пределах племенных групп наблюдается жесткая клановость, а сами племена входят в достаточно устойчивые племенные объединения, имеющие во многих случаях явные признаки большой автономии как от центральных властей, так и от других, даже родственных, племен. Несмотря на сложный этнический состав местного населения, межплеменные конфликты крайне редки (чаще всего все проблемы регулируются на уровне переговоров старейшин или советов племен), а общая обстановка вполне спокойная.

Афганское общество до сих пор является подавляюще сельским, причем сохраняется вековая клановая система, и часто ту или иную местность населяют представители одного народа или племенной группы (хотя немало и полукочевых племен). И мужчины и женщины традиционно носят длинные хлопковые юбки, мешковатые штаны, особые жилеты и обязательный головной убор (тюрбаны у мужчин часто являются символом принадлежности к той или иной племенной группе).

Афганские дома традиционно состоят из ряда комнат, окружающих прямоугольный внутренний двор, где женщины занимаются с детьми и готовят пищу. Отдельно выделяются мужская секция, для приема гостей дома и проведения переговоров, и "женская половина". Женатые сыновья часто живут в одном доме с родителями, хотя нередко имеют отдельные комнаты в одном из крыльев здания. В бедных горных кишлаках часто просто разделяют дом на открытую "мужскую" и закрытую "женскую" части, а все приемы проводят под навесом на улице или в большой мужской комнате. Часто гостей размещают на ночлег в одной большой комнате, вместе с хозяином или детьми - иных помещений в небогатых местных домах может просто не быть. Кочевые афганцы живут в палатках, организованных по тому же принципу, что и у любого другого кочевого народа Азии.

Афганские традиции налагают множество ограничений на поведение женщин. В большинстве племен мужчины имеют право решать, когда женщина может выйти из дома, когда она может предстать перед гостями или чем конкретно ей заниматься в данное время. Правительство "Талибан" ввело еще более строгие ограничения прав женщин, включая запрет на образование и занятие должностей. Однако с разгромом "Талибана" женщины были восстановлены в своих правах, хотя следует заметить, что во многих племенах радикальные нормы никогда и не соблюдались, а женщины пользовались достаточно широкими правами. Многие женщины носят "бурка", или "чаден" - афганский аналог паранджи, однако этот предмет гардероба совсем не обязателен, как во многих арабских странах, а является скорее элементом племенной идентификации (украшение таких накидок - отдельная ветвь местного декоративно-прикладного искусства, хотя по большей части они очень скромны) и защитой от пыли. Афганские женщины традиционно опускают взгляд при разговоре с мужчинами, этого же будут ожидать и от иностранки.

Многоженство официально разрешено, но в реальности распространено достаточно ограниченно. Общение женщины с чужими мужчинами практически невозможно, да и на улицу в большинстве случаев они выходят только в сопровождении одного из мужчин рода, поэтому не стоит пытаться заговаривать с ними, фотографировать и тем более прикасаться - это может быть расценено как серьезное оскорбление. Впрочем, туристки никаких ограничений на общение с местными дамами не испытывают, им даже позволено входить на женскую половину дома и свободно общаться с хозяйкой.

Подобно другим горным народам Азии, афганцы обладают сложным кодексом правил поведения, главенствуют среди которых понятия личной чести, социального статуса, репутации рода (или клана) и воинские заслуги. При этом каждый мужчина в пределах общины достаточно независим - афганское общество на удивление демократично и предоставляет своим членам немало свобод, причем оговоренных по большей части неписанными кодексами, чем какими-либо законами. Хотя "бунтарей и выскочек" здесь не любят - как бы ты ни был независим, без общины ты просто человек, а в пределах оной - член авторитетного и уважаемого сообщества. Племенная система является мощным политическим фактором в жизни всей страны, а временные или постоянные племенные объединения заменяют здесь политические партии. Согласно местным законам, каждый мужчина обязан встать на защиту интересов своего племени по приказу лидера или старейшины, поэтому такие мощные и прекрасно вооруженные племенные группировки являются еще и сдерживающим фактором в решении различных конфликтных вопросов.

Кодекс личного поведения здесь достаточно прост. Афганцы гостеприимны и очень добродушны к тем, кто не нарушает их обычаев и традиций, при этом, как отмечают многие туристы, они вполне снисходительны к чужим ошибкам и довольно равнодушны к различным политическим аспектам, не касающимся их лично. Приглашение в местный дом - большая честь для любого иностранца и её можно рассматривать как проявление большого уважения к гостю (впрочем, иного здесь и не будет: если не уважают - не пригласят даже в чайхану). Отказываться от приглашения или предлагать внести свою лепту (продовольствием или деньгами) в намечающийся банкет крайне рискованно - несмотря на свои финансовые возможности (часто крайне скудные) для гостя будет накрыт лучший стол и его игнорирование - тяжелое оскорбление для семьи. Однако благосклонно будут расценены небольшие презенты хозяевам дома - цветы, сладости, табак или небольшие сувениры (ни в коем случае не алкоголь!). Однако не стоит хвалить дом, детей, украшения, какие-то предметы интерьера или традиционное для местного мужчины богатство - оружие. Связано это с тем, что по местным поверьям следует подарить гостю любой предмет, который ему понравился, как бы важен он не был для самого хозяина. Во избежание недоразумений в этом вопросе здесь принято по три раза повторять свое предложение, касается ли это приглашения в гости или какого-либо подарка. Если похвала была сказана "для красного словца", есть возможность отказаться от сказанного, сохранив и честь хозяина (он предлагал, но гость отказался) и его имущество.

Из жестких местных "табу" следует строго учитывать лишь традиционные для многих стран исламского мира правила - нельзя проходить перед молящимся человеком, нельзя направлять подошвы ног на других людей (даже при посещении афганского дома или мечети, когда следует разуться, следует сложить обувь подошвой к подошве и положить в специально отведенное для этого место), не стоит принимать или подавать что-либо левой рукой (она используется для личной гигиены) и особенно - брать ею пищу, перед едой и после неё обязательно омовение рук, нельзя касаться головы человека (особенно ребенка, да и просто прикасаться к другим людям не рекомендуется), нельзя входить на женскую половину дома и так далее.

Отдельное внимание следует обращать на жестикуляцию - подобно многим жителям ближневосточных и арабских стран, афганцы используют в общении сложную систему жестов, при этом многие наши обыденные движения вполне могут оказаться оскорбительными по местным понятиям.

Афганские мужчины при встрече жмут руки (часто обе), обнимаются и целуют друг друга в щеку, однако следует учитывать, что это позволено только хорошо знакомым друг с другом людям. Прикасаться к представителям противоположного пола, а часто и просто обращаться к ним с приветствием, запрещено, а с незнакомцами лучше здороваться полупоклоном и прикладыванием правой руки к сердцу (впрочем, здесь многое зависит от традиций конкретной племенной группы).

Едят афганцы на полу (даже в большинстве ресторанов), на специально расстеленной клеенке или кошме, на которых раскладываются лепешки и расставляются блюда. Причем здесь вполне допустимо есть и из общего блюда (обычно одного на трех человек), и из индивидуальной посуды. Пища берется руками (только правой, хотя левой допустимо придерживать лепешку). Вместо ложки ("чамча") используется лепешка и нож, хотя ложки на столе обычно тоже имеются (ими обычно зачерпывают соус) или их приносят по первому требованию. Выбрасывать несъеденное, особенно хлеб, неприлично, поэтому все, даже крошки, собираются со стола (смахивать на пол их ни в коем случае нельзя!) и складываются в специальные емкости - затем они пойдут либо на корм скоту, либо в пользу неимущих. До и после еды обязательно подается чай, чаще всего зеленый, им же можно запивать пищу, хотя обычно для этого подается чистая вода. Сама последовательность подачи блюд зависит только от достатка хозяина и традиций племени. За едой следует хранить молчание - вести беседу можно только после прямого вопроса или указания хозяина дома либо самого старшего человека за столом. В любом случае, как и везде на Земле, разговор с набитым ртом вызовет только недоумение.

Афганцы - одни из самых курящих людей в Азии. "Дымить" здесь можно практически везде, лишь в мечетях и за столом это не принято, да и то не везде. Принять предлагаемую хозяином сигарету - один из знаков внимания и доверия.

Как и во многих других странах региона, вместо туалетной бумаги используется местный аналог биде или просто кувшин с водой. Все естественные надобности местные мужчины отправляют сидя. Купаться принято только в проточной воде, поэтому ванн практически нигде нет.

Афганистан — многонациональное государство. Его население состоит из различных этнических групп. Поскольку систематический переписи не проводились в стране на протяжении нескольких десятилетий, точных данных по численности и составу различных этнических групп не имеется. В связи с этим многие цифры являются приблизительными:

(1) На основе официальной переписи населения от 1960 до 1980-х годов, а также информация, в основном научных источников, Энциклопедия «Iranica» дает следующий список:

* 39,4% пуштуны
* 33,7% таджики
* 8.0% хазарейцы
* 8.0% узбеки
* 4,1% Аймаки
* 3,3% туркмены
* 1,6% белуджи
* 1,9% другие

(2) Приблизительное распределение этнических групп, основанное на CIA World Factbook выглядит следующим образом:

* Пуштуны: 42%
* Таджики: 27%
* Хазарейцы: 9%
* Узбеки: 9%
* Аймаки: 4%
* Туркмены: 3%
* Белуджи: 2%
* Другие: 4%

(3) По словам представителя исследования, названного «Опрос населения Афганистана - Афганистан в 2006 году», сводный проект Азиатского Фонда, в Индии, Центра по изучению развивающихся стран(ЦСО) и афганского Центра социально-экономических и научно-исследовательских опросов(ACSOR), распределение этнических групп следующее:

* 40,9% пуштуны
* 37,1% Таджики
* 9,2% хазарейцы
* 9,2% узбеки
* 1,7% туркмены
* 0,5% белуджи
* 0,1% Аймаки
* 1.3% другие

(4) По словам другого представителя исследования, названного «Афганистан: В тех случаях, когда дело», результатом совместных усилий со стороны американского телеканала ABC News, британской BBC, и германского ARD (с 2004 года по 2009 год) выпущено 9 февраля 2009 года, этнический состав населения страны (приблизительно):

* 41% пуштуны
* 38% таджики
* 10% хазарейцы
* 6% узбеки
* 2% туркмены
* 1% Нуристанцы
* 1% белуджи
* 1% другие
Категория: Мои статьи | Добавил: Eversman (04.08.2009)
Просмотров: 835 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: